2018/2019 учебный год Выпускнику Каникулы Шестой гимназический день ШАГ - Школа активного гражданина Эксперимент Пакет «Безопасность»

Информация о приеме в гимназию

Главная : Родителям : Социально-педагогическая поддержка обучающихся и оказание им психологической помощи : Школьная форма: однообразие или путь к индивидуальности?

Школьная форма: однообразие или путь к индивидуальности?

Споры вокруг школьной формы разгораются каждый год накануне 1-го сентября. Школьники, в большинстве своем, против формы. Мнения родителей на это счет обычно разделяются. А вот учителя и администрация школ единогласно «За». Зачем она нужна, понимают все. Школьная форма, как, впрочем, спортивная и рабочая, призвана создавать определенный настрой на ту или иную деятельность. А это значит, что она должна быть удобна для данного вида деятельности. Ведь, к примеру, нельзя сказать, что спортивная одежда очень удобна для занятия математикой или литературой, поскольку не дает никакого настроя на серьезную мыслительную работу. Есть и другая причина для введения формы. После ее отмены резко открылся весь острый социальный дисбаланс, когда одни родители могут позволить своему ребенку дорогую одежду, а другие нет. Все это приводит к тому, что дети заняты не процессом учебы, а обсуждением своих обновок и их соответствия последним веяниям моды.

А вот детям не особо богатых родителей приходится совсем туго: они не могут принять участие в обсуждениях новинок и остаются в стороне, причисляемые своими же одноклассниками к «отсталым» и «низкосортным». Разумеется, они чувствуют себя обделенными и начинают комплексовать. Вот и получается, что деление на социальные классы начинается со школьной скамьи. Хотя, как ни крути, если кому-то очень уж захочется продемонстрировать всю свою крутизну и благосостояние, то сделать это возможность всегда найдется. Но шансов, согласитесь, будет меньше.

Абсолютно уверенным можно быть в одном: школьная форма должна быть более приятной на вид и элегантной, хотя бы для того, чтобы дети приучались к хорошему вкусу с детства, а не к трауру... Выбор формы для всего класса позволит сформировать «корпоративную» культуру в коллективе.

Заграничный опыт

В Америке дети носят форму не только в школе. В детских садах также есть своя собственная униформа. Причем, не просто удобная (немнущаяся, хорошо стирается), но и симпатичная, и разная: на холодный и тёплый сезоны.

На любое школьное мероприятие вне школы дети также обязаны носить форму (например, если они выезжают на экскурсию). Это весьма удобно для учителей, которым легче смотреть за детьми. Да и вообще в целях безопасности, особенно, когда дети маленькие (могут потеряться). И никто при этом не считает, что дети обезличиваются, поскольку это приучает к дисциплине. А «необезличивание» поощряется другими способами: дети выделяются не тем, кто во что одет, а тем, у кого какие успехи, как они ведут себя по отношению к другим детям, что хорошего они сделали (например, принимали участие в благотворительных акциях) и много других критериев, по которым их записывают в «Star Book». Самое главное для детей - получить «звезду», - настоящее радостное событие! Это вам не грамота от пионерской организации. Так что, смотрят за тем, чтобы дети были одеты в униформу, очень строго, вплоть до того, чтобы были только белые носочки и чёрная обувь без вариантов. А без панамки в тёплое время года не пускают не только на физкультуру, которая проводится на улице, но и даже на перемене на площадки, над которыми нет крыш. Вдруг заработаешь солнечный удар, а они ещё и отвечать будут! Сиди в «covered area», если забыл. И это не только в государственных школах, в частных учебных заведениях порядки ещё строже!

А вот в Японии школьная форма неожиданно стала эталоном подростковой моды. Теперь девочки вне стен школы носят то, что напоминает привычную форму японских школьниц: белые блузки, темно-голубые плиссированные мини-юбки, высокие, до колен, гольфы и гармонирующие с ними легкие кожаные туфли. Стилизованная под форму одежда подбирается специально. После периода, когда школьная форма считалась символом однообразия и подавления личности, за последние два года она стала ультра-шиком для японских девочек. А некоторые школьницы носят форму даже несмотря на то, что в их школах не установлено правило ее обязательного ношения. Теперь школьная форма перестала быть символом ограничения свободы, напротив, это демонстрация права свободного выбора девушки-подростка. И безграничные свободы, коими девочки наслаждаются, превратили школьную форму в символ тех желаний, которыми надо научиться управлять.

Школьная форма твоей мечты.

А знаете ли вы, сколько времени требуется модельеру, чтобы придумать новую модель одежды? Порой даже не недели, а месяцы. Задача усложняется, если эта одежда предназначена для школьника. Посчитаем, сколько нюансов нужно учесть, прежде чем на листе бумаги появится силуэт будущего платья, костюма или блузки.

Во-первых, модельеру надо вспомнить себя в возрасте семи, двенадцати или шестнадцати лет. Ведь в школьной одежде должно быть удобно не только сидеть и ходить, но и бегать, прыгать, танцевать, сдавать экзамены и делать многое другое, о чем взрослые давно забыли.

Во-вторых, эта одежда должна быть модной, стильной, при этом - подчеркивать достоинства и скрывать недостатки своего обладателя. Хотелось бы производить в ней впечатление на окружающих, но и не выделяться чересчур. И уж, конечно, нельзя шокировать своим видом учителей и директора, особенно когда "сдаешься" им на контрольной или экзамене.

В-третьих (а для любой мамы - во-первых), школьный костюм должен легко стираться и не слишком мяться. Наконец, его должно хватать хотя бы на год быстрорастущему школяру – значит, нужны манжеты и отвороты.

Но самое главное - костюм для учебы, придуманный модельером, должен понравиться тем, кому придется его носить.

Быть в форме - это скорее призыв, а не требование со стороны учителей и администрации. Конечно, носить ее принудительно заставить ребят нельзя. Просто нужно дать им понять, что никто не пытается ограничить их свободу и индивидуальность. Просто ученикам предлагается проявить себя не посредством внешнего вида, а успехами в творчестве, учебе и отношениями в классе. Следует также помнить, что выбор одежды для школы должен учитывать законы моды и, разумеется, вкус ученика.