2018/2019 учебный год Выпускнику Каникулы Шестой гимназический день Эксперимент Пакет «Безопасность»

Информация о приеме в гимназию

Главная : Родителям : Советы психолога : Наказывать или поощрять.

Наказывать или поощрять.

Советы профессора БЕЗРУКИХ. Наказывать или поощрять.

Что эффективнее? Это, пожалуй, первая проблема, которую приходится решать родителям. Давайте подумаем: много ли у нас, у взрослых, средств наказания? Первый настойчивый крик ребенка и... Одни рекомендуют: «Пусть кричит, сам успокоится», другие советуют отвлечь, приласкать. Ребенок растет, и роблема «наказывать или поощрять» становится еще острее.

Мы можем:

  • осуждать, корить;
  • ругать, спокойно «пилить» или кричать;
  • лишать (не сделал — не получишь);
  • наказывать (от подзатыльника до порки ремнем);
  • отлучать от себя (от «я с тобой не разговариваю» до «я тебя не люблю»).

Порой используется все сразу и в крайних формах. Большинство взрослых не понимают, что наказания малоэффективны, но иначе взрослым сложно погасить раздражение, нетерпение, гнев.

Как чаще всего взрослые оправдывают наказания?

  1. Невозможно добиться, чтобы ребенок выполнял требования, указания, слушался.., если не наказывать.
  2. Наказание заставляет ребенка бояться, и он выполняет требования взрослых.
  3. Если не наказывать детей, хвалить, то они просто «сядут на голову».
  1. Это самое распространенное заблуждение. Просто взрослые часто путают строгость и жестокость, требовательность и нетерпимость. Часто взрослым просто не хватает терпения для того, чтобы объяснить свои требования, подождать, когда ребенок осознает то, что от него требуют
    Вот простой пример. Справедливое требование взрослых: «Убери игрушки» (малышу), «Прибери в комнате» (детям постарше). Но как это происходит? «Убери немедленно!» И буквально через несколько минут (или секунд): «Сколько раз говорить...». А дальше по нарастающей: «Все выброшу...». Я знаю семью, где такая битва длилась несколько месяцев, пока ребенок сам не выбросил все игрушки и заболел. А причина была проста: за те полчаса, которые ему отводились на игру, он только успевал разложить свои игрушки и, конечно, категорически отказывался их складывать.
  2. Действительно, наказания заставляют детей бояться, а порой они рождают в сердце ребенка враждебность, злость, ненависть. Наказания отталкивают ребенка от взрослых, заставляют таиться, скрытничать, не позволяют довериться. А значит, в самой сложной ситуации ребенок не обратится за помощью.
  3. Много лет назад с читательницами одного женского журнала мы попытались понять: чем наши дети доводят взрослых «до белого каления», выводят из себя. Оказалось, что проступки эти не стоили сотой доли тех наказаний, которые на них обрушивались, и самое страшное, что к подростковому возрасту, когда проблемы стали много серьезнее, родители исчерпали весь запас средств, а дети отдалились, не доверяли взрослым, не реагировали ни на что. И самой большой бедой было то, что детей очень редко, а многих никогда и ни за что не хвалили.

Советы:

  1. Возьмите лист бумаги и напишите, за что вы наказываете ребенка и как. Возможно, это поможет вам по-иному оценить поступки ребенка и свое к ним отношение.
  2. Вспомните, часто ли и за что вы хвалите ребенка. А ведь без поддержки и ласковых слов даже цветы чахнут.
  3. Не ставьте знак равенства между поступком ребенка и самим ребенком. Самое неэффективное: «Ты плохой, я тебя не люблю». Лучше: «Ты поступил плохо и очень огорчил меня».