2018/2019 учебный год Выпускнику Каникулы Шестой гимназический день Эксперимент Пакет «Безопасность»

Информация о приеме в гимназию

Главная : Родителям : Советы психолога : Не хочу в школу.

Не хочу в школу.

Эту проблему обсуждают сегодня многие, потому что подавляющее большинство наших детей все чаще высказывают отрицательное отношение к школе и отказываются туда ходить. Или идут, но делают это крайне неохотно. Почему? В чем причина? Кто-то говорит, что это - потерянное поколение, лишенное светлых идеалов прошлого, и ценящее лишь деньги. Кто-то склонен винить во всем учителей, систему образования... Мы предлагаем вам поучаствовать в обсуждении темы. Для начала обсуждения почитайте размышления педагога, одновременно и радующие, и шокирующие своей откровенностью.

А сами можете на каторгу - с улыбкой?

...Никогда не собиралась быть учителем, даже в голову это не приходило, когда смотрела на своих учителей, будучи ребенком. Учительница математики на уроках вязала на спицах, географичка читала книжки, а весь класс стоял на ушах; историк, пытаясь нас успокоить, кричал: "Нет, вы не дураки, вы - придурки!" Естественно, и в кошмарном сне я не могла быть на их месте. Но в школу бежала всегда с радостью, так как все время была в кого-нибудь влюблена. Знания, полученные в школе, не помешали мне окончить университет и мечтать о науке.

Как известно, жизнь диктует свои условия, а нам только кажется, что мы принимаем решения. Так вот, мои друзья, кандидаты наук, не могли заработать даже на проездной до своего НИИ. Кто-то разливал водку у Брынцалова, а в свободное время делал научные открытия, кто-то продавал мозги... По совету мужа я пошла временно работать в школу, пока все в стране не утрясется. Аргументы "неучителя" неоспоримы: рядом с домом, неполный день, каникулы - четыре месяца, да еще что-то платят...

Директор оформила меня на несколько ставок, деньги за все (кроме своей) я отдавала ей ежемесячно. Директор в школе - царь и бог. Какое у него настроение, такое настроение и во всей школе. Часто директор боится своих учеников, особенно если речь идет о рабочем районе, ведь директор - тоже человек, он ходит по тем же темным улицам, по ним же шагают его дочки, и внучки тоже... Поэтому директором можно манипулировать и диктовать свои условия. Будущий криминал заказывает музыку. В жертву приносятся хорошие детки, а их большинство, но они молчат, когда их не пускают на перемене в туалет, потому что там курят старшие, когда на уроке ругаются и дерутся "авторитеты", когда отнимают завтраки и деньги, лезут под юбки... Они просто не хотят идти в школу. А если рядовой учитель возмущается беспределом, ему объясняют - или администрация, или "сильные мира", то есть школы, что надо молчать.

Как ни странно, молчат и родители, в лучшем случае - ищут "другую" школу. Да и учителя тоже люди, а люди, как известно, бывают разные. Одна, например, затыкала рот ученице: "Молчи! Твоя мать - проститутка, и ты - проститутка!" А другому: "Тебя вообще зачали в пьяном виде!" А сколько учителей с отклонениями в психике! Мания величия плавно переходит в манию преследования и наоборот. Я думаю, если среди учителей так много неудачников, то чему они могут научить детей? Только неудачам. Недаром бытует мнение, что тот, кто умеет делать дело, тот его делает, а кто не умеет, тот учит. Среди учителей очень много одиноких женщин, которые бьются как рыба об лед, чтобы прокормить ребенка. Много женщин, вообще не имеющих детей. В таком случае - им ребенка не понять никогда, как бы они этого ни хотели.

Есть и учителя-мужчины... Но иногда мне кажется, что они и не мужчины вовсе, по крайне мере, в моем понимании этого слова. Есть учителя-машины, учителя-станки, которые работают на полторы-две ставки, но не может один человек полноценно заменить двух, отсюда и неполноценность всего. Логично поинтересоваться, коли все так плохи - есть ли хотя бы понятие о некоем идеале? У меня - есть. Думаю, что идеальный учитель сегодня - это женщина без материальных проблем (муж обеспечивает), с благополучием в семье, с нагрузкой не более восемнадцати часов в неделю (это одна ставка). Но самое главное - добрая. Без последнего вообще ничего не получится.

А что же родители? Что они хотят от ребенка? Да ничего. Надо, чтобы он носил хорошие оценки. А где их взять? Часто учителя специально объясняют свой предмет так, чтобы ученик ни бельмеса не понял на уроке, а потом пришел на дополнительные занятия и заплатил денежку. Но ученику проще закатить в школе истерику (пригрозить, например, суицидом, рассказать и описать, как родители "убьют за тройку", что сделают с ним за очередную "пару") - и учитель пожалеет. А если не пожалеет, так "они на него телегу напишут и обвинят во всех смертных грехах, а еще можно позвонить в департамент образования"... И начинается борьба, в которой по обе стороны баррикад - одни потерпевшие. Кстати, если в дневнике стоит "4" или "5", то родителям не слишком важно, каким образом оценки заработаны. Все довольны, и себе учитель скажет: "Не трогай - не пахнет"...

Другая история - одноклассники. Как не вспомнить неказистую школьную форму, когда так легко и зло могут посмеяться над твоей небогатой одеждой или очками. Если такое случилось - вообще свет не мил. А если одноклассников больше двадцати пяти, то вообще очень сложно воспринимать науки. Отдельная песня - учебники. Господи, до чего же они сложные! Авторы, кто во что горазд, ради гонорара или славы, один другого хлеще упражняются то в остроумии, то в зауми. А ребенку сложно, он нуждается в поддержке, а на него все давят: родители - с их оценками, учителя - с их нагрузками, ровесники, кто посильнее, с их желанием самоутвердиться за чужой счет...

Я часто ловлю себя на мысли, что сегодняшние дети очень похожи на собак - глаза затравленные, боятся удара... И также не защищены. Кто-то панически боится учителей или отвечать у доски. Однажды у меня было "окно", и я пила чай, а в соседнем кабинете была открыта дверь. Там шел урок, и вдруг я услышала свою фамилию и рев: "К доске!" Я забыла, кто я и где я, и собралась бежать к той самой доске - естественно, не помня от страха не то что правила, а собственного имени. А оказалось, что вызвали моего ребенка, и он еще что-то щебетал, к моему удивлению. От этих страхов и нервов у детей начинает болеть голова или живот - при одном лишь упоминании о нелюбимом предмете. И, естественно, желание идти в школу напрочь исчезает.

Замечена закономерность: если ребенок говорит, что не любит такой-то предмет, это означает, что он его не знает, а уж если не любит учителя, то и предмет не будет любить никогда, а значит, и знать его не будет. Обидно, но факт - круг все равно замыкается на учителе. А еще есть ужасная штука - гормоны. Они куда-то зовут, чего-то требуют, организм разрывается на части, и так - с пятого по девятый класс... Это - самое тяжелое время, ребенок постоянно испытывает массированную атаку снаружи и изнутри... Он мечется и рвется, и ужасно хочет найти какой-то выход из бесконечного водоворота, и тогда возникает мысль - может, не пойти сегодня в школу? И спать хочется. Все время хочется спать. Ведь многие встают ужасно рано, чтобы добраться до места учебы. Некоторые и в шесть часов утра... Это при том, что ложатся только после двенадцати. А как иначе? Уроков на дом задают сегодня столько, что рабочий день ученика часто равен четырнадцати часам! А еще и жить хочется, не только учиться. Не многие учителя (и тем более родители!) знают, что домашняя работа не должна превышать по объему половины урока в школе. Следовательно, если на уроке успели сделать одно упражнение, то на дом задается половина. Чаще же получается совсем наоборот: в школе не успеваем, значит, дома все восполним!

Школа для ребенка - это каторжная работа, за которую не платят ни копейки. Спросите себя самого: "Я хочу идти на такую работу?" И ответьте после всего этого, какому нормальному ребенку захочется идти в школу? Выход из любой ситуации есть, причем всегда. Можно ждать реформы (не знаю, правда, реформы чего именно), можно всю жизнь искать ту самую "идеальную" школу. Но лучше прямо сейчас помочь своим детям: не делать их тяжелую жизнь еще сложнее, полюбить их, понять, пожалеть, приласкать, поддержать, посвятить своему ребенку хотя бы один час в день. Но принадлежать в этот час только ему - и телом, и душой, и мыслями. Погулять или приготовить ужин вместе, сделать с ним самые сложные уроки. И тогда ваша жизнь и жизнь вашего ребенка станут легче. Гораздо проще - орать, унижать, требовать, закатывать родительские истерики, отправлять ребенка к бабушкам и дедушкам или пугать, например, что он будет жить с отцом (если родители в разводе).

Конечно, очень сложно хотя бы на шестьдесят минут в день забыть о себе, любимом, и целиком посвятить себя дорогому человеку. Но, может быть, тогда, наконец, не будет у нас стариков, брошенных своими детьми - если не будет детей, которых мы сейчас не поддержим? А, может, он и в школу пойдет спокойно, ведь атмосфера в семье важнее, чем обстановка на работе-учебе...

Автор: ЕЛЕНА ЮРЬЕВА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Издание "CУДАРУШКА" от 02.04.2003