2018/2019 учебный год Выпускнику Каникулы Шестой гимназический день ШАГ - Школа активного гражданина Эксперимент Пакет «Безопасность»

Информация о приеме в гимназию

Главная : Родителям : Социально-педагогическая поддержка обучающихся и оказание им психологической помощи : Формы семейного жизнеустройства. Замещающие семьи

Формы семейного жизнеустройства. Замещающие семьи

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

Формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

- усыновление (удочерение);

- опека (попечительство);

- приемная семья;

- детский дом семейного типа.

 

 

          УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ)

          Усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. С правовой точки зрения, усыновление – это установление между усыновителем и усыновленным ребенком правоотношений (личных и имущественных), аналогичных существующим между кровными родителями и детьми. Закон приравнивает усыновленного ребенка к родным детям усыновителя.

          Процедура усыновления в Беларуси определена Кодексом о браке и семье Республики Беларусь.

Перечень заболеваний, не позволяющих усыновить ребенка, устанавливается Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

Преимущественное право при усыновлении предоставляется родственникам ребенка при условии соблюдения интересов ребенка.

Факт усыновления составляет семейную тайну. Вы сами вправе установить, раскрывать ее или нет. Лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против вашей воли, привлекаются к уголовной ответственности.

 

Особенности усыновления:

  • сохраняются все личные и имущественные отношения между вами и ребенком (права наследования и др.), в том числе по достижении ребенком совершеннолетия;
  • возможность присвоить ребенку вашу фамилию, поменять имя, отчество и, в некоторых случаях, дату рождения;
  • оформляется дольше по сравнению с другими формами устройства, так как требуется решение суда;
  • самые строгие, по сравнению с другими формами устройства, требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению, жилищно-бытовым условиям;
  • не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен;
  • орган опеки и попечительства осуществляет контроль в течение трех лет.

 

Перечень необходимых документов:

  • заявление;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в усыновители;
  • копия свидетельства о браке кандидата в усыновители – в случае усыновления ребенка лицом, состоящим в браке;
  • письменное согласие одного из супругов на усыновление – в случае усыновления ребенка другим супругом;
  • медицинское заключение о состоянии здоровья кандидата в усыновители;
  • справка о месте работы, службы и занимаемой должности кандидата в усыновители;
  • справка о размере заработной платы (денежного довольствия) кандидата в усыновители либо копия декларации о доходах или иной документ о доходах за предшествующий усыновлению год;
  • копия документа, подтверждающего право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением кандидата в усыновители;
  • письменное разрешение на усыновление компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, проживающий на территории Республики Беларусь, – в случае его усыновления постоянно проживающими на территории Республики Беларусь гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами или лицами без гражданства;
  • письменное разрешение на усыновление компетентного органа государства, на территории которого постоянно проживают кандидаты в усыновители, – в случае усыновления ребенка лицами, постоянно проживающими на территории иностранного государства

ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО

Данная форма устройства ребенка на воспитание в семью является самой распространенной. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство – над несовершеннолетними (от 14 до 18 лет).

Функции по опеке (попечительству) над несовершеннолетними могут выполняться гражданами, а также воспитательными, лечебными, образовательными и иными детскими учреждениями, органами опеки и попечительства.

Опекун, в отличие от попечителя, имеет право и обязан совершать от имени подопечного сделки, за исключением тех, что должны быть совершены лично, и нести имущественную ответственность за вред, причиненный подопечным. Попечитель, в отличие от опекуна, имеет право и обязан давать согласие на совершение подопечным сделок.

Опекунами (попечителями) детей могут быть только совершеннолетние дееспособные лица. Не имеют права быть опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, а также те, по состоянию здоровья не может исполнять обязанности по воспитанию детей.

Учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), его способность к выполнению этих обязанностей, отношения между ним и ребенком, отношение к ребенку членом его семьи, а также желание самого ребенка.

На содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), установлена выплата денежных средств.

Опекуны и попечители обязаны проживать с ребенком одной семьей. Исключение предусмотрено только в отношении несовершеннолетних, достигших 16-ти лет.

Дети могут общаться со своими родителями и родственниками, если это не противоречит их интересам.

 

Особенности опеки и попечительства:

  • ребенок имеет статус подопечного;
  • опека устанавливается органом опеки и попечительства в течение месяца после обращения;
  • на содержание подопечного ребенка опекуну ежемесячно выплачиваются денежные средства;
  • обязанности по опеке и попечительству выполняются безвозмездно;
  • менее жесткие требования к кандидату в опекуны в части дохода, жилищно-бытовых условий;
  • органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями жизни подопечного ребенка в семье опекуна (попечителя);
  • не исключено усыновление подопечного ребенка, поскольку усыновление является приоритетной формой устройства ребенка;
  • нет тайны передачи ребенка под опеку и контакты с биологическими родителями и родственниками возможны;
  • опека (попечительство) назначается на определенный срок, как правило, до совершеннолетия ребенка.

 

Перечень необходимых документов:

  • заявление;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в опекуны (попечители);
  • автобиография кандидата в опекуны (попечители);
  • медицинское заключение о состоянии здоровья кандидата в опекуны (попечители);
  • документы, подтверждающие отсутствие у ребенка родителей либо наличие другого основания для назначения опеки (попечительства);
  • письменное согласие родителей (единственного родителя) на назначение ребенку опекуна (попечителя) – в случае установления опеки (попечительства) над ребенком, родители которого не могут исполнять родительские обязанности по уважительным причинам (командировка, болезнь и другие);
  • письменное разрешение на установление опеки (попечительства) компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, проживающий (находящийся) на территории Республики Беларусь, – в случае установления над ним опеки (попечительства) постоянно проживающими на территории Республики Беларусь гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами или лицами без гражданства;
  • копия свидетельства о заключении брака – в случае, если кандидат в опекуны (попечители) состоит в браке;
  • письменное согласие совершеннолетних членов семьи кандидата в опекуны (попечители), проживающих совместно с ним;
  • медицинское заключение о состоянии здоровья членов семьи кандидата в опекуны (попечители).

 

ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ

Приемная семья – одна из форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, именуются приемными родителями, ребенок (дети), передаваемый на воспитание приемным родителям, именуется приемным ребенком (детьми), а такая семья – приемной семьей.

Обучение (подготовку) приемных родителей организует отдел образования по месту жительства родителей.

Приемная семья образуется на основании:

- договора об условиях воспитания и содержания детей (заключается между органом опеки и попечительства и приемным родителем);

- трудового договора между отделом образования местного исполнительного и распорядительного органа и приемным родителем.

После этого орган опеки и попечительства выдает удостоверение приемного родителя по форме, установленной Министерством образования Республики Беларусь, на срок действия этих договоров.

Социальную, педагогическую, психологическую, правовую помощь можно получить в отделе образования, социально-педагогическом центре по месту жительства и других организациях, уполномоченных органом опеки и попечительства.

За условиями содержания, воспитания и образования приемных детей осуществляется контроль, анализируется деятельность приемных родителей, а также выполнение планов защиты прав и законных интересов приемных детей.

 

Особенности приемной семьи:

  • передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения; передача ребенка, достигшего 10 лет, осуществляется только с его согласия;
  • требования к кандидатам такие же, как и при назначении опеки (попечительства), единственное отличие – первичная психолого-педагогическая подготовка в районном социально-педагогическом центре (предварительное обучение);
  • на содержание ребенка приемным родителям выплачиваются ежемесячные денежные средства в течение действия срока договора, но не далее, чем до достижения ребенком возраста 18 лет;
  • предусмотрены различные меры социальной поддержки приемных семей, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения ребенка;
  • возможны контакты с биологическими родителями и родственниками ребенка, когда это не противоречит интересам ребенка.

Приемные ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание детей.

Условия оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законодательством Республики Беларусь.

Деятельность приемной семьи в Республике Беларусь регулируется «Положением о приемной семье» №1678 от 28 октября 1999 года.

 

Перечень необходимых документов:

  • заявление;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в приемные родители;
  • копия свидетельства о заключении брака – в случае, если кандидат в приемные родители состоит в браке;
  • медицинское заключение о состоянии здоровья кандидата в приемные родители;
  • письменное согласие совершеннолетних членов семьи кандидата в приемные родители, проживающих совместно с ним, на передачу ребенка (детей);
  • копия документа, подтверждающего право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением кандидата в приемные родители;
  • копия декларации о доходах либо иной документ о доходах за предшествующий передаче ребенка (детей) в приемную семью год;
  • медицинское заключение о состоянии здоровья членов семьи кандидата в приемные родители.

 

 

ДЕТСКИЙ ДОМ СЕМЕЙНОГО ТИПА

 

Детский дом семейного типа – семья, принявшая на воспитание от 5 до 10 детей.

Обязанности по воспитанию детей выполняются на основании:

- договора об условиях воспитания и содержания детей (заключается между органом опеки и попечительства и каждым из родителей-воспитателей);

- трудового договора (заключается между отделом образования и каждым из родителей-воспитателей на срок действия договора об условиях воспитания и содержания детей).

Для создания детского дома семейного типа обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи и воспитанника должна составлять не менее 15 квадратных метров.

Родители-воспитатели являются педагогическими работниками. На детский дом семейного типа устанавливается 1,5 штатной единицы родителей-воспитателей.

Родителями-воспитателями могут быть лица обоего пола в возрасте от 25 лет.

В первую очередь дети передаются на воспитание в полные семьи. При отборе родителей-воспитателей преимущественным правом пользуются лица, имеющие педагогическое, психологическое или медицинское образование, положительный опыт воспитания детей в качестве родителей, усыновителей, приемных родителей, опекунов (попечителей).

Время работы в качестве родителей-воспитателей засчитывается в общий трудовой стаж в соответствии с законодательством.

На содержание воспитанников детских домов семейного типа осуществляются ежемесячные денежные выплаты согласно установленным нормам расходов на питание, обеспечение одеждой/ обувью, мягким инвентарем и оборудованием, учебниками, учебными пособиями и принадлежностями, предметами личной гигиены, иными предметами первой необходимости, а с 7 лет – на личные расходы в порядке, установленном законодательством.

Родители-воспитатели ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание детей.

За условиями содержания, воспитания и образования воспитанников осуществляется контроль, анализируется деятельность родителей-воспитателей, а также выполнение планов защиты прав и законных интересов приемных детей.

Социальную, педагогическую, психологическую, правовую помощь можно получить в отделе образования, социально-педагогическом центре по месту жительства и других организациях, уполномоченных органом опеки и попечительства.

 

ПАТРОНАТНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Патронатное воспитание – форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семью патронатных родителей при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите прав и законных интересов этого ребенка между государственным учреждением и патронатными родителями.

Патронатная семья – это семья, которая дружит с ребенком из детского дома, приглашает его в гости, берет с собой в театр, кино, на отдых. Передача ребенка на воспитание производится на основании договора. В договоре устанавливается срок, на который ребенок передается в семью, права и обязанности участников договора, другие условия, а также основания и последствия прекращения такого договора. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, преданные в патронатную семью, имеют все права воспитанников учреждений для детей-сирот, обеспечиваются за счет государства, а воспитательные функции берут на себя семьи.

Патронатное воспитание – это профессиональная работа, предусматривающая:

- пособие на содержание ребенка;

- наличие постоянных квалифицированных помощников: врача, психолога, социального педагога, учителя-дефектолога.

Патронат может быть непрерывным и периодическим.

Непрерывный патронат – это временное устройство ребенка с момента помещения его в семью патронатного воспитателя до окончательного решения вопроса о его устройстве.

Периодический патронат – это периодическое временное устройство одного и того же ребенка в одну и ту же семью патронатного воспитателя (на выходные и праздничные дни, в каникулярное время). Возможна передача ребенка на патронатное воспитание от 1-2 дней до 3 месяцев.

Один и тот же патронатный воспитатель может осуществлять одновременно различные формы патроната (смешанный патронат).

На патронатное воспитание в одну семью может передаваться от 1 до 3-х детей, но не более 4 детей.

Дети, состоящие между собой в родстве, как правило, передаются в одну патронатную семью, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам они не могут воспитываться вместе.

Контакты с родителями и родственниками ребенка, как правило, обязательны, их регламент определяется по согласованию сторон.

 


 

Формы жизнеустройства

 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Одной из наиболее приоритетных национальных проблем является решение проблемы сохранения генофонда нации. Cчитается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, прежде всего, эмоциональных и деловых отношений между людьми. Отечественный и мировой опыт показывает, что у ребенка-сироты, воспитывающегося в семье, эффективность социализации и гарантии обрести достойную жизнь в будущем неизмеримо выше, чем у того, кто находится в интернатом учреждении. Потеря семьи – тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе. Воспитание в государственных сиротских учреждениях, смена учреждений и опекунов ребенка, позднее усыновление – факторы, травмирующие психику ребенка, делающие затруднительной реализацию его потенциальных возможностей, кардинально меняющие его судьбу, надолго разрушающие его взаимоотношения с окружающим миром и влияющие на процесс социализации. Вместе с тем, сегодня стало очевидно, что только личность, социально адаптированная к экономической, политической, культурно демографической ситуации, способна развиваться интеллектуально, духовно, физически, нравственно. Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального характера. В последние годы социально-экономические причины, обусловливающие рост сиротства, значительно обострились. В связи с этим проблема сиротства в целом и организации воспитательно- образовательного процесса и обеспечения его оптимального психолого- педагогического сопровождения в частности остается достаточно актуальной не только в специальной, но и в общей педагогике, а также в психологии, социальной педагогике и ряде других отраслей научного познания. Дети данной категории стали объектом изучения педагогов, психологов, врачей. Основными причинами широкого распространения социального сиротства являются: рост числа детей, рожденных вне брака, социальная дезорганизация, материальные и жилищные трудности семей, нездоровые супружеские и детско- родительские отношения, слабость нравственных устоев и деградация личности родителей и других взрослых членов семьи (алкоголизм, наркомания, злостное уклонение родителей от обязанностей по воспитанию детей). Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждаются в гораздо большем внимании и заботе. Приоритетными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Беларусь являются защита их прав и интересов, полноценная реабилитация, социализация и успешная интеграция в общество. В качестве одной из мер, позволяющих реализовать государственную политику, выступает развитие института замещающих семей. Отечественный и мировой опыт убедительно показывает, что гарантии благополучного будущего ребенка- сироты, выросшего в семье, значительно выше, чем воспитанного в учреждении. В Республике Беларусь в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о браке и семье существуют разные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: · Усыновление (удочерение). Ребенок становится полноправным членом семьи. Усыновитель может присвоить ребѐнку свою фамилию, поменять имя, отчество, дату и место рождения. Тайна усыновления охраняется законом. Государство не оказывает никакой помощи и не участвует в жизни семьи после усыновления, за исключением общедоступных форм социальной поддержки. · Опекунство (попечительство). Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребѐнка, и несет полную ответственность за ребенка, однако формально права опекуна отличаются от родительских: биологические родители имеют право навещать ребенка, подопечный ребенок может быть усыновлен третьими лицами либо возвращен родителям, опекун не вправе присвоить ребѐнку свою фамилию, поменять имя, отчество, дату и место рождения. Труд опекуна не оплачивается, однако опекун получает ежемесячные выплаты на содержание ребенка. При необходимости по исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жильѐ. Органы опеки регулярно контролируют условиями содержания, воспитания и образования ребенка. · Приемная семья. Обычно в приемную семью передают детей, которых юридически невозможно передать на усыновление. Биологические родители имеют право навещать ребѐнка, ребенок может быть изъят из приемной семьи, усыновлен третьими лицами. В приемной семье один или оба родителя наделены полномочиями опекунов ребенка вплоть до его совершеннолетия, получают пособие на его содержание, зарплату за его воспитание и не состоят с ним в алиментных отношениях. · Патронат. Воспитатель принимается в штат воспитательного учреждения. Под патронат передаются дети, которым временно требуется замещающая семья. Ребѐнок может быть изъят из семьи воспитателя, передан на усыновление, возвращен биологическим родителям. Общение ребенка с биологическими родственниками, как правило, обязательно. В патронатной семье один из родителей имеет статус патронатного воспитателя, является сотрудником учреждения для детей-сирот, на время пребывания ребенка в семье разделяет ответственность за его воспитание с опекуном, которым остается директор детского учреждения; патронатный воспитатель получает пособие на содержание ребенка и зарплату за его воспитание. · Наставничество (гостевой режим, или режим «выходного дня»). На гостевой или режим “выходного дня” традиционно отдают детей начиная с 6-7 лет. Гостевой может быть как прелюдией к оформлению опеки, если кандидат уже получил направление на посещение, но так и не смог принять решение за отведенные 10 дней, так - как способ позволить детям получить хоть какой-то опыт жизни в семье, если шансы на постоянное устройство у них – в силу возраста или состояния здоровья – невелики. Семьи, принимающие ребенка на гостевой режим, не получают никаких выплат, кроме – иногда – продуктов по нормам питания для воспитанников детдома, что является скорее инициативой администрации, чем законным правом. Разнообразие форм семейного устройства детей-сирот позволяет максимально учитывать специфичность жизненной ситуации конкретного ребенка при определении его дальнейшего жизнеустройства. Следует сказать, что правовая база, регламентирующая деятельность по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Республике Беларусь, является достаточно разработанной. Ее составляют ряд законов, постановлений и других нормативных актов. Приоритет семейного устройства детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, изменил существующую ранее ситуацию с воспитанием этой категории детей. В настоящее время более 50% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся в замещающих семьях. В целом граждане Беларуси в настоящее время воспитывают более 18 тыс. детей-сирот. Больше всего малышей находятся на воспитании в семьях родственников, принявших их под опеку. В последние годы стали активно развиваться новые формы устройства сирот на воспитание в “профессиональные” семьи, т.е. приемные и детский дом семейного типа. В настоящее время около 10 тыс. детей находятся на опеке, 6,8 тыс. – в приемных семьях, более одной тысячи – в детских домах семейного типа. Самый лучший и наиболее соответствующий интересам ребенка способ устройства сирот на воспитание – усыновление. В семьях граждан Беларуси воспитываются около 6,3 тыс. усыновленных детей, теперь уже бывших сирот.

Ссылки (используемые материалы):

http://valancer.by/vazhnaje/formy-usynovlenia-rebenka-v-semju/

www.belta.by

http://detdom2.org

http://5fan.ru/wievjob.php?id=1485

 http://rudocs.exdat.com/docs/index-29825

СОВЕТЫ ЗАМЕЩАЮЩИМ РОДИТЕЛЯМ

 

1. Как помочь ребенку, пережившему разлуку с семьей.

Дайте ему чувство определенности: ребенку важно знать, что будет дальше, какие порядки в том месте, куда он попал. Необходимо заранее рассказать ребенку о других членах вашей семьи, показать их фотографии, показать ребенку его комнату (либо часть комнаты), его кровать и шкаф, куда он может сложить личные вещи, объяснить, что это – его пространство. Нужно все время кратко, но внятно рассказывать ребенку о том, что будет происходить дальше.

Ребенку важно ваше утешение, если он подавлен и проявляет другие признаки горя.

Физическая забота дарит чувство уверенности, успокаивает: любимая ребенком еда, спокойный сон, забота о нем.

Проявляйте инициативу: нужно инициировать положительное взаимодействие с ребенком, проявлять первыми внимание и заинтересованность его делами и чувствами, задавать вопросы и выражать тепло и участие, даже если ребенок кажется равнодушным или угрюмым.

Воспоминания о прошлой жизни – неотъемлемая часть: ребенок может захотеть поговорить о том, что с ним было, о своей семье. Важно поговорить с ребенком. Если его рассказ вызывает сомнения или смешанные чувства, помните: ребенку важнее быть внимательно выслушанным, чем получить совет.

Внимательно относитесь к памятным вещам: фотографии, игрушки, одежда – все это связывает ребенка с прошлым, является материальным воплощением значительной части его жизни. Важно: каждый ребенок, переживший разлуку или утрату, должен иметь что-то на память, и недопустимо выбрасывать это, тем более без его согласия.

Помогайте ребенку организовать его дела: дети часто чувствуют себя растерянными в новом месте и при таких серьезных изменениях в своей жизни. Можно обсуждать и планировать дела вместе, давать конкретные советы по поводу какой-либо деятельности, писать записки-памятки и т.д. Важно поддерживать ребенка, если он злится на себя за свои промахи: «то, что происходит с тобой – нормально», «мы справимся» и т.д.

Не пытайтесь сразу подстроить ребенка под себя: в характере приемного ребенка могут быть черты, про которые смело можно сказать: «это уже не его горе, а мое!». Помните: исправить все сразу нельзя. Сначала ребенок должен привыкнуть к вам, принять изменения в своей жизни, и только потом он будет меняться сам.

 

2. Работа с ребенком при помещении в новую семью.

Настоящее: разделите его чувства и дайте ему стабильность.

  • Сообщите ребенку о том, что будет происходить в ближайшее время и что планируется в будущем.
  • Работайте с возникающими эмоциональными проблемами. Вы должны признать страхи, тревоги ребенка, его печали о людях, оставшихся в прошлом, и неуверенность по поводу будущего.
  • Предоставите ребенку конкретное место. Не привлекайте слишком много людей для заботы о нем – ребенок к этому не привык, и это может пугать его.
  • Сохраните любимые вещи и хорошие привычки ребенка (еда, одежда, жизненный уклад).

 

Прошлое: осмысление и принятие.

  • Обеспечьте ребенка информацией о его прошлом (каждый ребенок в соответствии с обстоятельствами и возрастом должен знать, кто он, каково его происхождение, где и когда он родился, где прежде жил, кто его биологические родители и где они сейчас, информацию о других родственниках).
  • Составьте «Альбом воспоминаний» ребенка – материальные свидетельства о прошлом: фотографии самого ребенка прежде и теперь, значимых людей и мест, записи и т.д. Акцентируйте внимание на успехах, положительных событиях. Негативные события тоже обозначайте, но сдержанно.
  • Организовывайте контакты, насколько они уместны, с кровной семьей и прежними знакомыми.
  • Выясните, как именно ребенок объясняет расставание с семьей. Работайте с чувствами вины и потери.
  • Помогайте ребенку понять связь между имеющимися проблемами в настоящем (замешательство/депрессия/агрессия) и в прошлом.
  • Найдите ресурсы и сильные стороны в прошлом и настоящем ребенка.

Будущее: цели и перспективы.

  • Признавайте различия между биологическим и психологическим родительством без оценивания.
  • Помогайте в построении моделей будущей самореализации, включая возможность последующего возвращения в биологическую семью.

 

 

3. Воровство в жизни детей.

Специалисты, работающие с детьми, знают: практически каждый ребенок хоть раз в жизни брал чужое. При этом подавляющее большинство взрослых реагирует на случаи детского воровства очень остро: растерянность («Как это могло произойти с моим ребенком?»), паника («Что подумают окружающие?», «Я плохой воспитатель…», желание «наказать так, чтоб неповадно было».

Как правило, родители понимают: если такое случилось с ребенком, которому не исполнилось еще и четырех лет, его поступок трудно назвать настоящей кражей. Малыш еще не в состоянии различать «моя вещь» - «не моя». Ребенок постарше (4-6 лет) способен усвоить границы собственности. Но ему пока трудно сдерживать свою естественную импульсивность: захотелось, знал, что немое, все равно взял. Причем цена вещи при этом для него роли не играет. Взрослые обычно шокированы произошедшим, особенно, если вещь дорогая. И менее остро реагируют, если это какая-нибудь мелочь – пластмассовая игрушка, например.

 

Как вести себя с дошкольником, младшим школьником, если он принес в дом чужую вещь?

Сначала попробуйте разобраться, что же на самом деле произошло. Например, малыш просто поменялся с другим ребенком. А если игрушка из детского сада, школы или кабинета детского врача? Понятно, что надо вернуть ее на место. Но при этом стоит задуматься: возможно, вы не слишком внимательны к потребностям ребенка и это именно та вещь, которую он давно хотел иметь?

Как быть, если выяснилось, что игрушка или вещь – собственность другого ребенка? Важно разобраться в нюансах ситуации. Принесена ли эта вещь в дом открыто, и ребенок сам рассказал о ней? Или вы нашли ее спрятанной среди домашних игрушек? Какие отношения сложились у ребенка с хозяином этой вещи? Возможно ваш ребенок хочет обратить на себя внимание хозяина вещи или таким образом показывает свою власть над слабым.

Испытывает ли он чувство вины, когда вещь обнаружена? Если он не стыдится и не жалеет о своем поступке, нужно высказаться строго и однозначно: вещь должна быть возвращена, вы осуждаете произошедшее. Вы надеетесь, что ваши сын или дочь уже знают, что это плохой поступок, и не повторят его.

Если малыш понимает свою вину, акцент перенесите на переживания владельца вещи: как ему плохо и т.д. Помогите своему ребенку вернуть вещь или игрушку без излишних унижений (имеется в виду публичное разбирательство в присутствии других детей и взрослых). Лучше сделать это наедине с хозяином вещи. Ребенок может предложить какую-то из своих игрушек разрешить взять ее домой, чтобы поиграть.

 

Если ребенок был замечен в краже:

- не называйте его вором, предсказывая недалекое уголовное будущее;

- не сравнивайте его с другими детьми, не добивайтесь того, чтобы он чувствовал себя пристыженным и подавленным;

- не устраивайте суд за каждый, даже незначительный проступок ребенка, иначе он будет скрывать от вас все;

- не напоминайте ребенку о случившемся, если он совершил другой проступок, не имеющий отношения к кражам.

Если ваш ребенок ворует, вы должны это пресечь, но только если абсолютно уверены в фактах. Вы должны ему сказать, что его поведение неприемлемо, но в то же время важно заверить, что очень его любите, даже если не одобряете сейчас его поведение.

 

По какой причине ребенок ворует деньги из дома?

1. В подростковом возрасте детям очень важно признание и уважение сверстников. И если подобное поведение у него началось недавно, то можно предположить, что данное проявление (воровство денег и раздача их приятелям) связано с личностным становлением, кризисным периодом, желанием самоутвердиться, возможно, занять определенное место в системе взаимоотношений со сверстниками, приятелями. В этом случае надо помочь ребенку завоевать авторитет другим способом. Если он физически слаб, то отдать его в спортивную секцию, если плохо успевает по каким-то предметам, вплотную заняться его учебой. Необходимо в доброжелательной обстановке объяснить, что дружбу и уважение за деньги не купишь.

2. Ребенок мог попасть в плохую компанию, его могут заставлять воровать  деньги у родителей. Основная проблема здесь – все та же неуверенность в себе и неумение сказать «нет». Доказательно и терпеливо поговорите с ребенком о том, что настоящих друзей в жизни не так много, а люди, которые «подталкивают» к действиям, грозящим негативными последствиями, не могут называться друзьями, и общение с ними нужно прекратить. Почитайте вместе с ребенком уголовный кодекс и поговорите о том, не боится ли он уголовного наказания. Вдохновите ребенка на поиск новых друзей и увлечений. Также поговорите с ребенком о том, что сейчас он находится уже в том возрасте, когда совершает выбор судьбы: он может пойти по дороге успеха или свернуть на дорогу бед и бесславия. Подумайте вместе с ребенком о том, к чему может в будущем (к каким последствиям) привести его поведение сейчас. При этом, разговор должен вестись в доброжелательной обстановке, без нравоучений. Ребенок должен видеть, что вы искренне стараетесь помочь ему, что вы его любите. Обязательно надо давать возможность ребенку высказаться, но при этом не комментировать его слова, а просто внимательно его слушать.

3. Воруя деньги, ребенок может стремиться, таким образом получить родительское внимание, пусть и в негативной форме. В наше время многие родители вынуждены пропадать на работе с утра до ночи. И практически все они испытывают чувство вины перед своим ребенком, зная, что следовало бы уделять ему больше времени. Недостаток внимания они пытаются компенсировать всевозможными подарками. Постепенно ребенок привыкает к такому проявлению любви со стороны самых близких ему людей. Но эта любовь-заменитель не приносит желанного удовлетворения. Радость от очередного подарка не может в полной мере заменить той радости, которую ребенок испытывает от полноценного общения с родителями. Поэтому не стоит слишком жестко относиться к ребенку, так как постоянные запреты могут дать обратную реакцию.

Если предположить, что причина воровства в нехватке внимания, можно посоветовать следующее: боритесь с тягой к воровству, переключая ребенка на новые увлечения. Гуляйте и занимайтесь его любимым делом вместе. Постарайтесь выделить время на полноценное общение с ребенком. Дайте ему почувствовать себя частью семьи (устраивайте семейные ужины, советуйтесь с ребенком и т.д.).

Родителям нужно учитывать еще один тонкий психологический нюанс. В возрасте 11-12 лет подросток даже если хочет, то не может позволить себе выглядеть перед сверстниками «хорошим и отвечающим за себя» человеком. Засмеют.

К деньгам ребенка надо приучать задолго до того, как они попадут ему в руки. Если вы покупаете вместе с малышом ему подарок или что-то вкусное, обязательно предложите часть денег выделить на маленький сувенир бабушке, папе или младшей сестре. Пусть это войдет в привычку. Так подросток будет приучен думать не только о себе, но и   о близких. А ваша благодарность будет подкреплять в нем ощущение себя как «я – хороший», «я – великодушный».